Расстройства аутистического спектра – это группа состояний, при которых коммуникация ребенка с окружающим миром резко нарушена. Однако и при РАС порой возникает необходимость проверить, хорошо ли слышит ребенок.
Как же быть? Комплекс обследований при этом всегда разный
Первое, от чего мы отталкиваемся – это насколько ребенок «сотрудничающий», иными словами – насколько он может выполнять простые просьбы врача, терпеть нахождение в ушах зондирующего пробника и давать реакцию в ответ на слышимый сигнал.
Мы можем выполнить следующие виды обследований:
Отоакустическая эмиссия – самый простой объективный метод проверки слуха. В ухо ребенка вводят датчик, который посылает в улитку звук. В ответ нормально функционирующие волосковые клетки внутреннего уха генерируют ответный сигнал, который и называется отоакустической эмиссией.
Плюсы метода:
• Быстрый (до 15 секунд с каждой стороны)
• Безболезненный
• Если слух в норме, то дополнительных обследований не потребуется.
Минусы:
• Не идентифицирует патологию при ее наличии
• Возможны ложно-положительные ответы при расстройстве спектра аудиторных нейропатий
• Требователен к условиям тестирования: датчик должен находиться в ухе, ребенок не должен его вырывать, в кабинете в момент тестирования должно быть тихо (ребенок не должен плакать или кричать).
Аудиометрия – самый точный метод диагностики снижения слуха, но он требует максимального взаимодействия ребенка с врачом. Ребенку на уши надевают наушники, и через них подают звуки. В ответ на каждый слышимый сигнал ребенок должен выполнить определенное действие (нажать на кнопку, переложить мячик из одной корзинки в другую).
Плюсы метода:
• Самая полная и точная информация о слухе
• Можно выполнить без наушников (в свободном звуковом поле).
Минусы:
• Требует активного участия ребенка в процессе (необходимо реагировать в ответ на слышимый сигнал, даже очень тихий)
• Метод не быстрый. Полная аудиометрия может занимать до 30 минут. Все это время ребенок должен быть собран и сосредоточен.
КСВП и объективная компьютерная аудиометрия (ASSR) – точный объективный метод проверки слуха, не требует участия ребенка в процессе тестирования. На коже головы ребенка крепят электроды, в уши вводят звуководы, через которые подаются звуки различной частоты и интенсивности. Компьютер через электроды фиксирует ответ ствола головного мозга на звук.
Плюсы метода:
• Полная и точная информация о слухе
• Не требует активного участия ребенка в процессе
Минусы:
• Проводится только в состоянии естественного сна. Если ребенок не будет спать – результатов мы не получим.
• До того, как ребенок уснет, необходима подготовка – обработать кожу скрабом, прикрепить электроды
• Метод длительный – может занимать до 60 минут.
Скрининг КСВП (ABRIS) – точный скрининговый метод проверки слуха. В уши ребенка подается сигнал громкостью 35 дБ, и прибор через электроды фиксирует ответ головного мозга на этот звук. Результата может быть всего 2: ребенок этот звук слышит, или не слышит. Во втором случае метод не позволит определить пороги слуха, понадобится более детальное обследование.
Плюсы метода:
• Быстрый (до 3-х минут)
• Не требует активного участия ребенка в процессе
• Исключены ложно-положительные реакции.
Минусы:
• Все время тестирования ребенок должен тихонько лежать с закрытыми глазами, в идеале – спать (но это не обязательно)
• Помехи в виде движений, плача ребенка очень сильно помешают результату
• Если проблема со слухом есть – метод ее обнаружит, но не идентифицирует.
Регистрация корковых потенциалов или регистрация ASSR в состоянии бодрствования — объективный метод проверки слуха, который не требует участия ребенка в процессе тестирования.
Плюсы метода:
• Довольно точная информация о слухе.
• Не требует активного участия ребенка в процессе.
Минусы:
• Проводится только в состоянии спокойного бодрствования ребенка. Если ребенок будет плакать, много двигаться – результатов мы не получим.
• Метод длительный – может занимать до 90 минут.